Полёты наяву и за рубеж

Гости
Олег Пантелеев
исполнительный директор агентства «Авиапорт»
Игорь Константинов
генеральный директор интернет-сервиса путешественников Biletix

Марина Калинина: Россия с 1 августа возобновляет международное авиасообщение. И первыми странами, куда нам можно будет летать, станут Великобритания, Танзания и Турция.

Петр Кузнецов: Танзания!

Марина Калинина: Очень важно.

Петр Кузнецов: Уже с 1 августа, уже с этой субботы, между прочим. Рейсы будут выполняться не из всех аэропортов, а только из аэропортов Москвы, Подмосковья, Петербурга и Ростова-на-Дону.

Напомним, что авиасообщение было прекращено с 27 марта из-за ситуации с распространением коронавируса. А вообще вслед за Турцией, Великобританией и, еще раз, Танзанией в августе могут открыть страны СНГ. Хотя раньше предполагалось, что как раз с СНГ-то мы после пандемии и начнем. Вот видите, какое трио нам в итоге преподнесли к 1 августа. Неожиданно!

Марина Калинина: Да. И хотим задать вам вопрос. За то время, что мы будем эту тему обсуждать с нашими экспертами, напишите нам или позвоните, расскажите. Вы полетите этим летом за рубеж? Потом подведем итоги и узнаем.

Петр Кузнецов: Это опрос для нашего голосования, оно начинается прямо сейчас.

Марина Калинина: Пишите «да» или «нет».

Петр Кузнецов: Полетите ли вы этим летом за рубеж? «Да» или «нет» – очень коротко на наш такой же короткий SMS-номер. Совсем скоро, в конце этой темы, мы подведем итоги голосования.

А пока Игорь Константинов, генеральный директор интернет-сервиса путешественников Biletix, с нами на связи. Игорь Петрович, здравствуйте.

Игорь Константинов: Да, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста… Давайте разберемся все-таки, а есть ли у вас ответ на вопрос: почему выбраны именно эти три страны?

Игорь Константинов: Ну, судя по вступлению, Танзания…

Петр Кузнецов: Хочется сказать: «Великобритания и Танзания – понятно. А почему Турция?!» На самом деле мы все понимаем, что…

Игорь Константинов: Я думаю, что во главе угла, конечно, безопасность. Вот здесь те страны, которые получили обоюдное согласие как по приему россиян, так и по выпуску россиян. Первый сет государств, с которыми мы получили согласие. И как результат – действительно, с нуля часов 1 августа будут возможны перелеты именно в эти направления. Вы же понимаете, что это не исключительные направления. Сейчас идет очень плотная работа, чтобы открылось еще около тридцати вдобавок к тем, что уже проанонсированы.

Чтобы разделить эти три направления, пара характеристик. Как мы видим, эти линии… Конечно, традиционно Турция – это наш туризм, это отдых на побережье. И сейчас уже можно сказать, что запланировано около 44 рейсов в день на курорты Турции. Это довольно-таки много. Будем смотреть, все ли они выполнятся или нет. Тем не менее мы рассчитываем на большой поток между двумя этими странами, он традиционный.

Если говорить про Великобританию, то это больше бизнес-линия. Много людей, которые отправляются в это государство на обучение, поэтому тоже актуально.

Ну и Танзания – да, неожиданно, с одной стороны. Но, с другой стороны, все зависит от тех эпидемиологических ситуаций, которые находятся в двух государствах. Мы нашли в этот момент времени, что это тоже возможно. Причем это выглядят несколько экзотично, действительно это так. Тем не менее это направление пользовалось определенным спросом, в том числе у россиян. Отдых экзотичный, сезонный. Наверное, есть потребность в его развитии попозже, например, уже осенью, в зависимости от тех климатических условий, которые есть в этой стране. Ну, тем не менее направление открыто. Теперь посмотрим, кто из туроператоров поставит туда чартерные перевозки. Я знаю, что работа уже ведется в этом направлении. Будем наблюдать.

Петр Кузнецов: Но для этого надо обеспечить глубину продаж все-таки.

Марина Калинина: Игорь Петрович, скажите, по вашим ощущениям, по вашим прогнозам (наверняка вы же какие-то аналитические работы проводили), прямо хлынет народ, по крайней мере в Турцию, или все-таки как-то не очень?

Игорь Константинов: Спрос на это направление есть. Часть потенциальных клиентов, кто хотел бы поехать на курорты Турции, они сейчас отдыхают на курортах Краснодарского края и Симферополя. Кто-то остался у себя дома, никуда не выехал как раз в ожидании, что эти направления откроются.

Я думаю, что не произойдет каких-то больших сюрпризов и Турция не продастся вообще. На что я ссылался? 44 рейса – это довольно-таки много. Причем, заметьте, Турция открывается несколькими своими городами. Это не только перелеты в Стамбул, а это и Анкара, и Бодрум, и Анталия, поэтому география такая очень обширная на самом деле.

Нужно еще соблюсти некие требования, которые будут присутствовать во время перелета. Нужно быть готовым к тому, что у вас будут проверять температуру. К счастью, справки требоваться не будут, но тем не менее температуру у вас посмотрят.

Марина Калинина: Еще очень важный…

Петр Кузнецов: То есть в аэропорт не за три часа, а за четыре-пять.

Марина Калинина: Да, пораньше. Еще очень важный вопрос, который наверняка всех волнует: что будет с ценами? Повысятся они? Будут на том же уровне? Ну, маловероятно, конечно, что они снизятся, но тем не менее. Вот что в этом плане?

Петр Кузнецов: Может быть, сейчас уже можно сказать по тем ценам, которые есть на направления, которые открываются с 1 августа? Ну, чтобы мы понимали.

Игорь Константинов: Если сейчас смотреть на статистику, то примерная стоимость пакета в направлении Турции составляет 50–60 тысяч рублей. Но нужно понимать, что дешевле это либо дороже, все так или иначе, поскольку это отдых международный, нужно отталкиваться от курса валют. Допустим, сколько стоили год назад евро и доллар, а сколько они стоят сейчас? Поэтому сейчас посмотрим.

Но в любом случае спрос рождает предложение. Вот сейчас есть базовая, стартовая цена, на которую мы сможем ориентироваться. А дальше будем смотреть, какая глубина, как вы правильно заметили, и какое количество бронирований будет по этому направлению. А дальше рынок расставит все на свои места.

Петр Кузнецов: Игорь, при этом ограниченное число городов, откуда можно пока летать от нас туда к ним, в открытые направления. Вот это может быть сдерживающим фактором? Потому что мы понимаем, что путешествия с пересадкой в европейской части страны будут стоить, наверное, дороже, чем прямые рейсы, например, из Екатеринбурга, из Новосибирска.

Игорь Константинов: Отчасти. Вы правильно сказали слово «пока». Действительно, сейчас открыты только аэропорты Москвы и Подмосковья (под Подмосковьем мы понимаем Жуковский), Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону. Но на очереди стоят аэропорты Владивостока, Новосибирска, Екатеринбурга. Конечно, охват будет шире.

Сейчас, действительно, чтобы прилететь в Турцию ту же самую, нужно сначала добраться до всех перечисленных нами аэропортов и только тогда сесть на самолет, который уже непосредственно отвезет вас в направлении, которое вам интересно. То есть отчасти это увеличит стоимость перевозки, потому что, как правило, всегда рейсы из пункта отправления в пункт назначения дешевле, если ты летишь напрямую. То есть тут такой так называемый подскок.

Марина Калинина: Спасибо.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Марина Калинина: Игорь Константинов, генеральный директор интернет-сервиса путешественников Biletix.

А у нас есть звонок из Ростова-на-Дону, Валентина нам дозвонилась. Валентина, слушаем вас, добрый день.

Зритель: Скажите, пожалуйста… Мне нужно улететь в Италию. Как это можно осуществить? У меня там дочь живет, я там живу. Заехала в Ростов – и застряла. А теперь как добраться? Не имею представления.

Петр Кузнецов: Вы в Ростове застряли? А летели вы откуда?

Зритель: Из Рима.

Петр Кузнецов: А вам куда нужно? В Италию вернуться?

Марина Калинина: Обратно.

Зритель: Да, обратно вернуться.

Петр Кузнецов: Подождите. Вы на ОТР, в «Отражении». Вы как-то пытались у местных узнать?

Зритель: Конечно, конечно.

Петр Кузнецов: И что вам говорят? Какие условия?

Зритель: Мне сказали, что до 7-го числа…

Петр Кузнецов: До 7-го?

Зритель: Да, до 7-го числа пока сидеть.

Петр Кузнецов: Вот вы и ответили на свой вопрос.

Марина Калинина: Что же поделать…

Петр Кузнецов: Сейчас мы попытаемся подробности выяснить.

Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «АвиаПорт», с нами на связи. Олег Константинович, здравствуйте.

Олег Пантелеев: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Попробуем начать с ответа на вопрос нашей телезрительницы. Вот сейчас, до еще официального открытия пусть даже этих трех направлений, мы как можем в частном порядке перемещаться и в какие страны?

Олег Пантелеев: Фактически авиасообщение отсутствует, если только не говорить о заказных чартерах и так называемых вывозных рейсах. Поэтому реальная единственная возможность, если есть документы, позволяющие совершить поездку в Италию, – это дождаться вывозного рейса. Альтернатив пока не существует. Ни регулярных рейсов, ни туристических чартеров между Россией и Италией не выполняется. Только, повторю еще раз, вывозные рейсы.

Марина Калинина: А где можно узнать информацию о том, что, например, планируется вывозной рейс, чтобы человеку как-то знать заранее, чтобы на этот рейс попасть?

Олег Пантелеев: Когда речь идет о вывозных рейсах, то их организует Росавиация. Это если говорить именно о рейсах, осуществляемых российскими авиакомпаниями. Ну а в целом этот процесс курируется Министерством иностранных дел, которое договаривается с правительствами других стран о выполнении таких двухсторонних перевозок. То есть после того, как достигнуты на высоком уровне договоренности, Росавиация фактически обеспечивает выполнение этого рейса, взаимодействуя с российскими авиакомпаниями. Таким образом вопросы решаются.

Марина Калинина: А где можно узнать о перспективах попасть на этот рейс и что этот рейс будет? Это какая-то открытая информация, она в доступе? То есть может человек зайти на какой-то ресурс в Интернете и посмотреть?

Олег Пантелеев: Сегодня какого-то долгосрочного расписания вывозных рейсов, опубликованного в открытом доступе, не существует. Поэтому нужно связываться с Министерством иностранных дел, выяснять, какая есть по этому поводу информация. И если они говорят, что рейс назначен, то, соответственно, эту информацию можно получить в Росавиации.

Петр Кузнецов: Что меняется с открытием с августа пусть и трех направлений? Еще раз скажем (и эксперты предыдущие это подтвердили), что еще ведутся переговоры с 30 странами. Значит, прибыль у авиаотрасли какая-никакая будет. Но какой она будет? Скорее всего, будет ниже, чем в прошлом году. И рейсов, наверное, будет меньше. Но начинает ли это спасать ситуацию, в которой оказалась наша авиаотрасль, в целом?

Олег Пантелеев: Если мы говорим, например, об открытии таких направлений, как Великобритания, а тем более Танзания, то сколь-либо ощутимого влияния на экономику отрасли в целом это не окажет. В то время как Турция – это, безусловно, самое популярное международное направление.

По мере того как будут открыты прямые полеты в курортные города, это уже станет оказывать ощутимое влияние на экономику авиакомпаний, которые смогут поднять рейсы по этим направлениям. Пока, к сожалению, только лишь из ограниченного количества регионов. Мы знаем, что турецкое направление востребовано из многих региональных центров. Поэтому говорить о серьезном изменении в экономическом состоянии компаний, выполняющих полеты по этим направлениям, можно будет только после того, как перечень пунктов отправления в России будет все-таки расширен.

Но, так или иначе, это очень хороший сигнал для авиаотрасли и для туристической индустрии, поэтому мы ожидаем, что и перечень стран, в которые можно будет летать, и перечень аэропортов, из которых можно вылетать в Российской Федерации, также будет увеличен.

Марина Калинина: А есть ли какие-то данные о том, сколько вообще потеряли в среднем авиакомпании за этот период пандемии и за период самоизоляции, отмены рейсов? Порядок хотя бы.

Олег Пантелеев: Пока официальных данных не существует, но те оценки, которые были сделаны, приближаются к 200 миллиардам рублей.

Марина Калинина: Понятно.

Петр Кузнецов: И все же много говорилось (и в этой студии не один раз), что в этом непростом сезоне появляется шанс у внутреннего туризма. Наши курорты могут уже начать волноваться, что у них август пропадет с открытием границ, той же самой Турции?

Марина Калинина: Турция открывается.

Олег Пантелеев: Совершенно очевидно, что август не пропадет, поток будет достаточно стабильным. Но точно так же мы понимаем, что, к сожалению, если посмотреть на то, как справились многие российские курорты с нынешней ситуацией, некоторые из них сделали себе, откровенно говоря, антирекламу. На фоне того, что, к примеру, авиасообщение по популярным направлениям стало по цене доступнее, чем в 2019 году, непосредственно отдых на курортах стал дороже. Да и качество, мягко говоря, не соответствовало ожиданиям многих путешественников.

Но в любом случае, я думаю, в августе курорты справятся с нагрузкой. А эта нагрузка, безусловно, будет. Дело в том, что количество вновь открытых направлений пока еще невелико, а это значит, что для многих путешественников наши курорты – безальтернативные.

Марина Калинина: Спасибо. Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «АвиаПорт».

Ну а мы – к следующей теме.

Россия возобновляет авиасообщение с миром. Будет ли спрос на заграничные направления после пандемии?