Олег Шибанов: Мы убедились, что нельзя доверять международной финансовой системе

Гости
Олег Шибанов
директор Финансового центра Сколково - Российская Экономическая Школа

Константин Чуриков: И сейчас Олег Шибанов к нам выходит в эфир (так динамично, потому что еще нужно кое-что успеть), директор Финансового центра «Сколково» – Российская экономическая школа. Олег Константинович, здравствуйте.

Олег Шибанов: Добрый вечер.

Константин Чуриков: Ну, мы сейчас вот видим, мир другой, нас не любят, с нами экономически воюют, как минимум экономически. Ненадежные, ну скажем так, не все французы, не все надежные партнеры в плане бизнеса. Чему нас эта история учит на будущее, как вы думаете?

Олег Шибанов: Ну, двум вещам. Во-первых, нельзя доверять международной финансовой системе. Это не означало, что мы ей яростно доверяли, но мы заведомо чувствовали себя слишком добрыми по отношению к ней. И вторая, наверное, большая история – это не локализация, а это все-таки необходимость торговать много с кем. То есть мы довольно сильно были завязаны на товарные потоки из Европы, их тяжело заменить азиатскими, но надо стараться.

Константин Чуриков: А вот вопрос такой. Вот они же, многие из этих компаний, просто не будем их рекламировать, сейчас перечислять, потому что как бы да, они же не говорят, что они уходят. Вот некоторые сказали: «Мы приостанавливаем деятельность». Кто-то говорит, это потому что там всякие трудности с логистикой, с доставкой товаров. Ну так вот как бы им помочь определиться? Потому что завтра они скажут: «Ой, нет, мы вернулись, ой, нет, мы как бы готовы».

Оксана Галькевич: «Мы передумали».

Олег Шибанов: Вы знаете, это делается законодательно в большинстве стран, и вы в большинстве опять же этих стран видите, что при приостановке деятельности на какое-то время компания может быть объявлена банкротом. Скорее всего, аналогичные законы будут использовать и в России. Но что касается подталкивания компаний, ну это всегда не очень просто, с другой-то стороны подталкивание гораздо более сильное, и оно со стороны скорее даже потребителей, чем регуляторов или политиков. А потребители в современном мире – это штука такая, cancelculture, т. е. «культура отмены», «культура изгнания» и всего остального, она стала массовой.

Оксана Галькевич: Олег Константинович, а если говорить вот не только о том, что нужно не быть завязанными в большой части на определенный рынок, а о том, что нам какое-то свое производство нужно поднимать, я не знаю, развивать, здесь-то что? Нужно нам в этом направлении думать?

Олег Шибанов: Вы знаете, конечно. Но у нас думают в этом направлении много, и опять же не только в сельском хозяйстве, но много где мы производим довольно активно. Здесь же надо понимать, что в современном мире опять же эти цепочки, они международные, т. е. нельзя сказать, что «ой, да у нас большая территория, у нас много людей, давайте все производить самостоятельно». Ну просто кто-то лучше гораздо концентрируется на производстве чипов, и вот мы видим последние 2 года, чем это заканчивается, когда отдельные страны в этом суперуспешны, а другие страны особо и не делают эти чипы. В итоге оказывается, что условно Тайвань и Южная Корея всех нас подрывают снизу, и в этом плане нам бы желательно, конечно, двигаться к другим экономическим отношениям.

Константин Чуриков: Так, а вот какие критерии... ?

Оксана Галькевич: Вы знаете, сейчас просто говорят: «Блогер, иди работай на завод», – а вопрос, есть ли завод для этого блогера.

Константин Чуриков: Вопрос, а что этот блогер вообще, в принципе умеет. Мне кажется, этот блогер умеет только, так сказать, свои части тела фотографировать и все, нет?

Олег Шибанов: Ну, допустим, я тоже умею скорее писать статьи, значит, объяснять, как правильно думать о некоторых экономических вещах и преподавать, т. е. в этом плане меня тоже бы, наверное, на завод надо было, если бы у нас была какая-то мобилизационная экономика, в которой, как не дай бог, конечно, в прошлом приходилось работать. Но, понимаете, развлечения, услуги в целом – это в современной экономике основа экономики, т. е. больше 50% того, что производится в большинстве стран мира, – это услуги того или иного вида. И если блогер доставил удовольствие вечернему, значит, уставшему от завода человеку, то это прекрасно, пусть этот блогер зарабатывает в своем не запрещенном пока пространстве.

Оксана Галькевич: Подождите, Олег Константинович, а это разве не осталось во вчерашнем дне, вот в том мирном времени?

Олег Шибанов: Я думаю, что нет. Я думаю, что вся эта история даже с пока не запрещенными сетями в России будет так же развиваться, и, может быть, мы скоро вернемся и к тем сетям, которые временно запрещены.

Константин Чуриков: И напоследок еще один вопрос: нам надо быть принципиальными до конца? Вот я смотрю просто список этих компаний, есть вот пивные, есть еда, одежда, а есть, например, IBM, Microsoft, компьютерщики, компьютерные компании. Вот нам всем дать пинка, кто приостановил свою деятельность, или кому-то, поскольку мы вот так сразу не сможем, наверное, там какие-то поблажки? То есть как это регулировать?

Олег Шибанов: Да нам вообще, в принципе желательно не регулировать, ха-ха, я не буду вам врать. Желательно сделать так, чтобы мы более-менее дали возможность людям, компаниям, государству определять самостоятельно, с кем контактировать и чем заниматься. Но вы абсолютно правы, что сейчас ситуация такая, что многие компании нам не просто угрожают, а прямо-таки исключают нас из использования международного софта. И это для нас огромная проблема, и здесь замещение российских компаний было бы замечательно, если они придут, займут это место некоторых международных компаний, это было бы супер.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Константин Чуриков: Да, спасибо большое.

Оксана Галькевич: Олег Шибанов, директор Финансового центра «Сколково» – Российская экономическая школа, был у нас на связи.