«Уфалейникель». Что случилось с градообразующим предприятием? Почему вакансии есть, а работы нет?

В городе Верхней Уфалей в Челябинской области 2,5 тысячи человек разом оказались на улице. Уезжали в другие города и регионы, осваивали новые профессии. Половине уволенных помогли в местном центре занятости. 450 уфалейцев не смогли устроить свою жизнь - по официальным данным на сегодня. Работы на всех не хватает.

Издали можно подумать, что на горизонте маячит горный курорт. Так живописны заснеженные отвалы шлака с никелевого завода. Завода, которому город Верхний Уфалей обязан своим званием родины российского никеля и впоследствии моногорода с, выражаясь языком чиновников, наиболее сложным социально-экономическим положением.

Вячеслав Павлов, житель г. Верхний Уфалей: «Ничего не покупаем, экономим всё. Хлеб, молоко. Одежду не надо. Пожилые уже».

Екатерина Мангилёва, жительница г. Верхний Уфалей: «Выбирали, на какой завод пойти работать, а сейчас этого нет. Заводы не работают. Если вот где-то по радио слушаешь, что где-то сварщик, где-то токарь требуются, а для женщины вообще работы нет».

Закрытие комбината не стало неожиданностью. Местные рудники давно иссякли.Сырье приходилось завозить из Свердловской области.

Шесть лет назад съемочная группа ОТР общалась с металлургами, уже тогда они радовались тому, как удалось спасти умирающее производство - придумали технологию, которая позволяла экономить топливо для мощных печей. Завод давал 70% налоговых поступлений. Но недолго.

«Никакая экономика не удержит. если мы ежемесячно получали убытков порядка 200 млн рублей, то с нынешними ценами мы вышли уже на 300 млн. Естественно, это уже, наверное, не бизнес, а какая-то суперблаготворительность», - говорил Тимофей Сасыков, занимавший в 2017 году пост гендиректора ОАО «Уфалейникель».

2,5 тыс. человек разом оказались на улице. Уезжали в другие города и регионы, осваивали новые профессии. Половине уволенных помогли в местном центре занятости. 450 уфалейцев, по официальным данным на сегодняшний день, не смогли устроить свою жизнь. Работы на всех не хватает.

Альбина Харисова, директор Центра занятости населения г. Верхний Уфалей: «У нас на сегодняшний день в банке вакансий находится 150 вакансий именно нашего Верхнеуфалйеского округа. Заработная плата естественно от минимальной до 50 тысяч».

Бывшая сотрудница плавильного цеха «Уфалейникеля» Анна в другом городе обустроиться не смогла, вернулась из Екатеринбурга, хотя больше, чем там, никогда не получала - 24 тыс. рублей за работу продавцом одежды. В родном городе согласна и на меньшее.

Анна Божкова, жительница г.Верхний Уфалей: «Уборщицей можно устроиться, где минималка - это тоже сейчас неплохие деньги. Но попасть сложно. Все места заняты!».

Кормить безработных детей трудоспособного возраста готовы верхнеуфалейские пенсионеры. У бывшего экономиста и бухгалтера Галины Фёдоровны 9800 ежемесячной пенсии гарантированы. Но она этим не довольствуется. Не рудники - её кормильцы, а лес и огород, хотя после остановки завода покупателей поубавилось.

Галина Шмакова, жительница г. Верхний Уфалей: «Бывало в 8 часов я привезу картошки десять ведер, килограмма два морковки, килограмма два свеклы, там ну что у меня в огороде, а в 11 часов уже дома была. А сейчас весь день стоять приходится, вчера на 100 рублей продала за весь день».

На этой неделе у верхнеуфалейцев появилась надежда не только на пенсии старшего поколения - завод «Уфалейникель» выставлен на продажу. Это уже третья попытка продать предприятие и вдохнуть в моногород новую жизнь.

Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики: «Нужно проводить комплексные, не фрагментарные, которые у нас сейчас проходят, а комплексные, структурные реформы. Управленческие реформы. Институциональные реформы. То есть создавать институты развития. Нужно, чтобы работали так называемые три И - это инновации, инвестиции и инфляция, чтобы была в пределах разумного».