Андрей Масалович: Все, что надо уметь делать самим, надо делать самим. Цифровой суверенитет надо отстраивать полностью

Гости
Андрей Масалович
президент консорциума «Инфорус», специалист по кибербезопасности

Константин Чуриков: Ну а сейчас поговорим о том, как страны Запада отвечают, пытаются отвечать и могут ответить России. Я имею в виду санкции, и санкции конкретно технологические. Насколько мы защищены и вообще к чему надо готовиться, к какому завтра надо готовиться сегодня спросим Андрея Масаловича, это президент консорциума «Инфорус», специалист по кибербезопасности. Андрей Игоревич, здравствуйте!

Андрей Масалович: Здравствуйте!

Марина Калинина: Добрый вечер!

Константин Чуриков: Давайте представим себе наше завтра в случае введения вот этих технологических санкций. То есть мы без, предположим, американского производства или с американскими чипами, там, не знаю, телефонов, планшетов, у кого они есть.

Марина Калинина: Компьютеров.

Константин Чуриков: Компьютеров, программного обеспечения. Как это? Как это скажется на нашей повседневной жизни?

Андрей Масалович: Ну в нашей повседневной жизни были слова когда-то «китайский ширпотреб» и на моих глазах в 2004 году на выставки радостно возили первый сотовый показывать, такой самодельный смартфон. Сейчас китайский ширпотреб почти по всем позициям превосходит американский. Просто надо то, что мы закупали в Европе, будем закупать в Китае. Это первое. То есть, Китай не будет дружить с Америкой ради блокады России, поэтому большая часть товаров для жизни у нас в доступности будет, это раз. Тем не менее у нас урок сейчас очень такой боевой, что все, что надо уметь делать самим, надо уметь делать самим, пока не поздно учиться. То есть, так называемый цифровой суверенитет надо отстраивать полностью, все, игрушки кончились. Либо у нас есть суверенитет, либо нет. Но я не вижу причин для паники и серьезного беспокойства.

Константин Чуриков: Так, а программное обеспечение, компьютеры, вот это все?

Андрей Масалович: Программного обеспечения большого количества может не стать. К этому надо быть готовым. Но, собственно, нас восемь лет обучали жизни в период санкций. Я сам вырос и, когда я служил много лет назад, санкции были гораздо жестче, например, чтобы у меня на рабочем месте появился цветной монитор высокого разрешения, он мне был действительно очень нужен, он проехался через три страны и преодолел санкционные запреты. Я такое помню.

Константин Чуриков: Андрей Игоревич, но это вы. Вы научились, и вас научили. А вот мы, обычные, так сказать, пользователи. Вот у нас, не буду говорить марку, нельзя, явно не российский компьютер. Мы загружаем браузер, он тоже не российский, программа «Word», мы тоже знаем, что она не российская, например. Может получиться так, что мы завтра открываем свои компьютеры и так, опа, а ничего нет, ничего не работает.

Марина Калинина: Да, что это просто кусок железа.

Андрей Масалович: Ну, ничего не работает. А как мне сейчас, не называя марок, порулить?

Марина Калинина: Ну, образно.

Константин Чуриков: Компания «Окно» скажите, да.

Андрей Масалович: Да. Компания «Окно». Во-первых, существует операционная среда Android, она открытая. Существует Linux, он открытый. Просто понадобится некоторое время, чтобы работать на аналогах «Окна» и на аналогах «Office». Опять же, это не смертельно. Это неудобно, но это не смертельно. Вот. Зато это даст очень большой всплеск для самодеятельности и быстрых разработок на открытых платформах, чего давно надо было делать. То есть, я не говорю, что будет легкая жизнь. То есть сейчас и уже сегодня некоторые программы начали отключаться, в частности, бесплатная версия программы управления дронами для России сейчас отключена. Но еще раз повторю, смертельного такого, что вот без этого, без этого, без этого мы не обойдемся, сейчас кранты, мне в голову ничего не приходит. Тем более, что, я не знаю, может быть, люди что-то знали, но уже два-три последних дня были подряд несколько совещаний, на которые ходили мои коллеги по цифровому суверенитету, по импортозамещению, по российским аналогам. Даже уже мем появился – мы выпускаем импортные комплектующие.

Марина Калинина: Андрей, в начале нашего разговора вы сказали, что сейчас ситуация сложилась таким образом, что это хороший, так сказать, толчок для того, чтобы нам начать производить все, что мы можем и не можем в России. Но, мне кажется, мы настолько отстали, вообще, я не знаю, сможем мы как-то хотя бы наверстать?

Андрей Масалович: В следующий раз захвачу с собой картинки. Я был в группе АТЭС, и мы были в Китае, там был саммит АТЭСа, по-моему, в 2004. И они ради этого мирового события в местном городе, он похож на нашу Анапу, такой, на Желтом море, они провели демонстрацию и они несли свои передовые достижения. Казалось, что эта страна никогда не выскочит из словосочетания «китайский ширпотреб», это было 15 лет назад. За 15 лет отстроили все. У нас есть 15 лет, просто надо смотреть на китайцев и шустрить. То есть, это не делается за год, но это делаются, многие вещи делаются за 5.

Константин Чуриков: А чего же мы 15 лет назад-то это не начали делать, ну хотя бы 8, когда мы понимали, что такая ситуация складывается.

Андрей Масалович: К сожалению, как раньше шутили, китайского чуда у нас не будет, потому что у нас недостаточно китайцев. Но сейчас похоже многие позиции правительству надо пересматривать. То есть, я могу целый ряд направлений назвать, в которых мы вовремя могли сохранить приоритет, восстановить приоритет, получить приоритет. Собственно сейчас ситуация в мире, как ни странно, гораздо проще, чем 20-30 лет назад, сейчас очень много зависит от софта, очень много программного обеспечения делается на открытых кодах и на библиотеках, которые доступны и которые уже не перекрыть, не втащить под санкции. И очень много и быстро могут зарабатывать команды программистов, просто им надо смотреть за пределы своей страны, как это делает не только Большая Индия, но даже маленькая Шри-Ланка. То есть, программисты сейчас могут принести нам ключик в будущее.

Константин Чуриков: Андрей Игоревич, и последний вопрос. Поскольку сегодня стало известно, несколько часов назад, о проблемах с доступностью сайта Кремля, сайта Совета Федерации, были атаки, сообщения приходили в СМИ. Как нас сейчас себя защитить как стране, как государству в интернет-среде? Может быть, пришло время уже вовсю тестировать суверенный интернет и готовы ли мы к этому?

Андрей Масалович: Применительно к мировому интернету я бы, еще раз, ввел два направления. Одно – это тестирование, подготовка, развертывание суверенного интернета. Не изолированного, а именно суверенного, который, когда нет выключателей в комнате у соседа, который еще и дерется. Но вторая сторона, нужно садиться за стол и договариваться о правилах игры в киберпространстве. Потому что даже если сейчас начнутся из-за DDOS-атак сбои в работе сайта kremlin.ru, это не катастрофа. А вот если такого рода массированные атаки хакеры поведут на банковские системы разных стран, это будет очень проблемно, тут надо договариваться.

Константин Чуриков: Не будем им помогать советами, да? Спасибо большое, Андрей Игоревич!

Марина Калинина: Спасибо!

Константин Чуриков: Андрей Масалович, президент консорциума «Инфорус», специалист по кибербезопасности.