Надежда Рычкова: В традиционной Масленице есть составляющая гостевания и семейственности и, конечно, общения с предками через трапезу

Гости
Надежда Рычкова
старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики РАНХиГС, кандидат филологических наук

На календаре первое марта и второй день Масленицы. По опросу ВЦИОМ почти 90% россиян собираются всю неделю есть блины. Рассказали они и о любимых начинках -- в фаворитах блины со сметаной, вареньем и сгущенным молоком.

Далее - по убыванию - творог, мёд, масло, икра и мясо. И только два процента заявили, что блины есть не будут. И даже если кто-то из вас и входит в эту статистику -- уверены, что до конца часа вы поменяете свое мнение. О традицях празднования Масленицы - фольклорист Надежда Рычкова.

Петр Кузнецов: У нас Надежда Рычкова на связи, фольклорист, старший научный сотрудник РАНХиГС. Надежда Николаевна, здравствуйте.

Надежда Рычкова: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, вот считается... Давайте просто начнем с традиции, откуда идет эта традиция печь блины, устраивать целую, там не один день какой-то, не выходные, а целую Масленичную неделю?

Надежда Рычкова: Ну, совсем откуда-откуда, я не знаю, мы не сможем с вами разобраться, потому что в фольклористике довольно поздно начали записывать, как празднуют масленицу. Но при этом вот сейчас у вас в сюжете рассказывали, что Масленица — это праздник в честь бога солнца Ярила. Ну вот ученые считают это совершенно спекуляциями, потому что нет никаких доказанных данных о том, что существовал такой бог Ярила и блины являются его символами солнца и так далее. То есть в научном мире давно и это считается немножечко неправдой, будем так говорить. Ну, во-первых, давайте посмотрим на название Масленицы, и как вы думаете, с чем оно связано? Совершенно ни с каким ни с богом солнца, а с маслом. Другое название этой недели — «Сырная неделя». То есть с обилием молочной пищи, которая церковью разрешалась на этой последней перед постом неделе. Поэтому есть такое мнение, что вообще праздник именно Масленицы — это связанный с христианством обычай. То есть до христианские корни, естественно, у этого праздника есть, безусловно. Но ту Масленицу, те песни, те поговорки, которые мы сейчас знаем, конечно же, очень тесно связаны с постом и с христианской традицией. «Не все коту Масленица, будет и великий пост». В песнях поют: «Ой ты, масленица-полизуха, протянися ты хоть до духа», то есть до Троицы, до духова дня. «Поля золотые, сыр да масло», «курьи яйца», — то есть все связано с тем, что у нас заканчивается такой скоромный период и начинается период поста.

Петр Кузнецов: Надежда, всю неделю, и причем каждый день, каждый из этих 7-ми как-то называется. Вот что они символизируют, почему каждый день что-то к чему-то отводит нас?

Надежда Рычкова: Ну, вот это тоже очень интересно, потому что до XIX века не было никаких фиксаций о том, что эти дни недели как-то называются.

Петр Кузнецов: «Тещины блины» там.

Надежда Рычкова: Говорят, их сейчас стали называть. Единственное, о чем говорит нам традиция народная, вот если мы едем в экспедиции, записываем от бабушек, и не только мы, но еще наши предшественники XIX века, коллеги, была «Широкая Масленица», которая начиналась с понедельника, и «Узкая Масленица», то есть с четверга по воскресенье. Все встречи, заигрыши — это довольно поздние традиции, поздние названия, которые были, может стать так, сконструированы гораздо позже. Единственное, древний такой термин — это «Прощеное воскресенье», которое у нас будет последним днем Масленицы, и оно тоже очень тесно связано с христианской традицией.

Мария Карпова: Само название «блин». Вот я знаю, что Похлебкин, наше все в кулинарии, выяснил, что изначально они назывались «млин», с чем это связано?

Надежда Рычкова: Это в вашем сюжете только что рассказывали, в общем-то. Да, действительно, это «млин» был. Если мы откроем старославянский язык, там будет ассимиляция по мягкости и не только в этом слове «млины», потом появились «блины».

Петр Кузнецов: Надежда, я еще знаете, что заметил, раньше то самое чучело масленицы, вот конец всего, финал этих всех празднований делали максимально таким страшным, и старая одежда. Это какое-то было непонятное какое-то создание, но вот символизирующее именно, видимо, что-то нехорошее, потому что оно очень плохо выглядело. Сейчас те чучела, которые сейчас делают, — это нарядная дама такая вот, в хорошей одежде, яркая, красная.

Надежда Рычкова: Ну смотрите, во-первых...

Петр Кузнецов: Почему так меняется отношение к этому символу?

Надежда Рычкова: Ага. Не во всех традициях делали прямо чучело, могли сжигать просто солому, например. Не обязательно это было чучело. В некоторых традициях, например белорусских традициях делали деда, не женщину, а деда.

Петр Кузнецов: Ага, даже так.

Надежда Рычкова: А вообще, у нас чучельная традиция, так сказать, в календаре очень богатая, у нас же не одно чучело в Масленицу, у нас на троицу делали чучело, летом очень много делали разных чучел. Кострома, Кукушка, на Святки тоже делали чучело. То есть в течение всего календарного года вот этих кукол, которые изготовляли к красным календарным праздникам, довольно много. Помимо, например, чучела делали масленичного, делали еще березку, могли делать на Троицу березку, но могли делать масленичное дерево даже. То есть смотрите, в целом почему стала она такой красивой, тоже объясню. Скорее всего это в Советском Союзе, до 1950-х годов не праздновали масленицу, но потом решили вернуть вот такой народный праздник и назвали его проводы зимы. И вот эта вот красавица — это была зима. Ее перестали делать такой старой и в плохой одежде, но в целом, если посмотрим...

Петр Кузнецов: То есть, Надежда, ничего лично, но мы тебя сожжем, так-то мы относимся к тебе хорошо, до встречи в следующем году.

Надежда Рычкова: Ну примерно. То есть вообще это чучело в разных традициях символизировало разные вещи. С одной стороны, его растерзывали и раскидывали по полям, даже не обязательно сжигали, в некоторых традициях его просто разрывали в клочья, раскидывали буквально. В некоторых традициях действительно сжигали, опять же, пепел, который оставался, раскидывали тоже по полям, чтобы...

Петр Кузнецов: Урожай хороший.

Надежда Рычкова: Чтобы затем урожай был хороший. В других традициях эта кукла действительно считалась олицетворением бед, горестей, которые тоже нужно было с прошлого года уничтожить. Ну почему, смотрите, дохристианский, все что осталось от дохристианских представлений — это вот этот рубеж, потому что раньше на 1-е марта приходился Новый год. И смена зимы и весны в этот переломный такой момент в этом празднике, конечно, есть. Он такой многоплановый, с одной стороны, это вот это объедение такое, веселье. Навеселиться, наесться перед христианским постом. С другой стороны, это встреча весны и какие-то магические практики, которые направлены на плодородие, чтобы весь год был урожайным. Нам нужно это чучело растрепать и разбросать по полям. А с третьей стороны, есть еще очень большая составляющая в традиционной, не в городской Масленице, не в современной, составляющая гостевания и семейности, чествовали молодоженов на Масленицу, прямо выставляли в селах и все любовались. Потому что на Масленицу должен закончится период свадеб, который длился на Руси. И вот все молодожены, которые до Масленицы поженились, должны были предстать перед сообществом.

Петр Кузнецов: А, понятно.

Надежда Рычкова: Да, то есть это еще такие семейные очень отношения. Это многоплановый очень праздник. И, конечно же, общение с предками, через, в том числе, трапезу, через блины. Первый блин во многих традициях отдавали нищим, чтобы они помолились за предков. Выкладывали на слуховое окно где-то на чердаке, чтобы, опять же, этот блин остался предкам. Ну и плюс в Прощеное воскресение обязательно с блинами ходили на кладбище и тоже просили прощения не только у живых, но и...

Петр Кузнецов: У тех, кого нет.

Надежда Рычкова: То есть такое социальное взаимодействие.

Петр Кузнецов: Надежда, очень интересно, спасибо вам большое.

Мария Карпова: Спасибо большое.

Петр Кузнецов: Много о традициях узнали, о том, как они менялись и что нового появлялось, что оставалось. Надежда Рычкова, фольклорист, старший научный сотрудник РАНХиГС, наш эксперт по теме.